История Русов:
"Суть этого трактата - доказательства, что именно Украина, а не Россия является прямой преемницей Киевской Руси, Украинцы есть отдельный от русских народ, со своими традициями (прежде всего без того рабства, что" в высшей степени господствует среди московского люда "), а поэтому Украина имеет все права восстановить самоуправления »[47, с. 255].
В обоснование своей позиции автор "Истории Русов" в предисловии отмечает, что он при написании книги опирался как на отечественное летописание, так и архивные документы, которые сохранились не только в Украине, а также на информацию, взятую "с летописей и записок Белорусских, как страны соплеменных, соседней и от руин малороссийских удаленной »[110, с. 34]. Подтверждение же изложенных им исторических фактов является в историях иностранных народов и государств, которые разоблачают тенденциозность "создателей басен и критиков" славного прошлого украинского народа.
Русинский язык (история):
Уния, отмечает "История Русов", поддержанная вооруженной силой польского государства, поставила украинский в униженное положение: украинских православных депутатов отлучен от общегосударственного сейма, рыцарство - от выборов и должностей правительственных и судебных лишен ранговых имений и назван "холопами", а всех, кто не принял унию - схизматиками.
Проблемы православных украинский обуславливались не только желанием высшего православного духовенства стать в один уровень с католическим, они выросли также и в связи с изменой шляхетского сословия, опертой на стремлении сохранить и приумножить свои привилегии: "Страдания и отчаяния народа побильшались новой возможностью, совершившего еще прикметнишою всей земли эпоху. чиновных шляхетство Малороссийское, что находилось на военных и земских должностях, не терпя надругательств от поляков и не сумев перенести лишения своих мест, а более потери ранговых и приобретенных имений, откинувшееся от своего народа и различными происками, обещаниями, подарками закупило выдающихся чиновников польских и духовных римских, зладило и заприязнилось с ними и мало-помалу согласилось сначала на унию, а потом обратилось совсем в католичество Римское. Впоследствии то благородное, соединяясь с шляхетством Польским посвоячення, родством и другими обязанностями, отрекся и от самой породы своей Русской, а всячески пыталось, спотврившы природные названия, подыскивать и придумывать к ним Польский произношение и называть себя прирожденными поляками »[110, с. 80-81].