История Русов:
Как пишет В. В. Кравченко, отмечая специфику трактовки мартовских статей и связанных с их принятием событий: "... Переяславское соглашение и Мартовские статьи трактованы автором в духе не предоставление, а подтверждение всех прав и свобод, которые Украинцы, на его мнению, должны с древнейших времен. Украина, утверждал автор, присоединилась к России так же как ранее в Литву, а затем в Польшу - добровольно, по собственному выбору, как равная к равным и свободная к свободным, не случайно он подчеркивал, что текст мартовских статей был скреплен клятвой обеих сторон - сначала российской, а затем украинском. Таким образом, присоединение Украины к России приобретало вид союзного договора двух равноправных государств ".
Русинский язык (история):
Пытаясь утвердить "связь времен", автор, в духе традиционного летописания, начинает отсчет истории своего народа, славянства вообще, от библейских времен и Иафета, сына Ноя. Вслед за автором "Повести временных лет", он подчеркивает, что славяне являются автохтонным населением Восточной Европы и пришли на берега Днепра со времен Вавилонского смешения языков и фактического образования первых этносов и наций. Перечисляя различные славянские племена, что жили на территории Восточной Европы, автор "Истории Русов", среди прочих, вдиляе "за родоначальниками их, потомками Афетова, так называли по князю Русу - Роксоланами и Росси, а по Князю Мосоку, кочевники над рекой Москвой, что дал ей это название, - московитами и моск, от чего впоследствии и царство их получило название Московского и наконец Российского »[110, с. 38].