История Русов:
Известно-то всему миру, что народ здешний, потерпев от поляков неслыханного до сих пор в человечестве варварства и всякого рода преследования, освободился от них силою своей и мужеством, а приложился с Россией по доброй воле и единственно через единоверие. Итак, закреплять его или другом дарить никто и никак не имеет права, и в противоположном случае готов он снова защищать себя оружием в крайней границы и скорее согласится умереть с оружием в руках, как сносить позорное ярмо от врагов »[110, с. 216]. Никто не имеет права закрепощать, передавать в собственность или делить свободный народ свободной страны. И народ, чтобы сохранить свою свободу может прибегнуть к радикальным мерам, как он неоднократно делал это в своей истории. Народ, для автора "Истории Русов", является источником суверенитета и только он вправе распоряжаться собственной судьбой.
Русинский язык (история):
Тема выбора внешней ориентации является одним из ведущих политических мотивов "Истории Русов", автор к ней возвращается неоднократно, стремится привести исчерпывающую аргументацию в пользу того или иного варианта. Так описывая ситуацию после заключения Зборовского соглашения и поступления предложений о протекции со стороны соседних государств, "История Русов" использует фабулу известного летописного сюжета о выборе веры князем Владимиром - послы Польши, Турции и Московии приносят казакам дары и предлагают союз и протекцию. Оценка этих даров и их скрытого смысла дается устами украинского духовенства: "... дары Польские состоят из сукон, покрытых ковром, то будет и народ, с поляками будет жить, ходить в платьях и иметь ковры; Турецкие подарки одеты и покрыты бумагой и шелком , то и народ, что с ними жить, будет способен надеть на себя шелковые и бумажные материи, а Московские дары суть все в циновках, то неизбежно и народ, живя с ними, доведенный будет до такой нищеты, что впитается он в циновки и под циновки »