История Русов:
Но первое нашествие и опустошение Татарское с ханом своим Батыем завело его в протекцию Литовске, а после - и до соединения с Польшей. Ту соединение разрушили сами Поляки неслыханным и тиранским своим правлением, а свободу и вольность народную возобновило правосудие Божие, продвигнувшы народ к невероятной храбрости и мужества; и он, став в первоначальной своей точке самовластия, мог жить без помощи чужой. Но, видно, провидение Божье, которое устраивает дела человеческие всегда к лучшему, выбрало соединение его с народом единоверным и единоплеменного по доброй и взаимному согласию непринужденной, которые разрушать я считаю грех смертельный и с тем жить и умереть хочу »[110, с. 184].
Русинский язык (история):
Идея добровольности союза украинский с литовцами и поляками, как основы казачьих притязаний, проводится в "Истории Русов" достаточно последовательно. Так, в частности, описывая выступление казаков под поводом Наливайко и Лободы, автор цитирует письмо казаков к польскому королю: "Народ Русский, будучи в сочетании сначала с Княжеством Литовским, а впоследствии - и с Королевством Польским, никогда не был от них завоеван и им рабоплинний , но, яко союзный и единоплеменного, от единого корня славянского, альбо Сарматского, возникший по доброй воле соединился на одинаковых и равных с ними правах и привилегиях, договорами и пактами торжественно утвержденных, а протекция и хранение тех договоров и пактов и Сходное положение народа поручены сим помазанником Божьим, Августейшим король польский, яко же и вашему королевскому величеству, что поклялись в том во время коронации перед самим Богом, который держит в деснице своей вселенную и его царей и царства »[110, с. 74-75].