История Русов:
Но первое нашествие и опустошение Татарское с ханом своим Батыем завело его в протекцию Литовске, а после - и до соединения с Польшей. Ту соединение разрушили сами Поляки неслыханным и тиранским своим правлением, а свободу и вольность народную возобновило правосудие Божие, продвигнувшы народ к невероятной храбрости и мужества; и он, став в первоначальной своей точке самовластия, мог жить без помощи чужой. Но, видно, провидение Божье, которое устраивает дела человеческие всегда к лучшему, выбрало соединение его с народом единоверным и единоплеменного по доброй и взаимному согласию непринужденной, которые разрушать я считаю грех смертельный и с тем жить и умереть хочу »[110, с. 184].
Русинский язык (история):
Осуждая вроде антимосковскую позицию духовенства, автор "Истории Русов" в том же месте произведения приводит яркий публицистический выступление любимца рядового казачества, блестящего полководца И. Богуна. Говоря о возможных последствиях ориентации на Москву то заявляет: "... в народе Московском владычествует найнеключимише рабство и рабство в высшей степени и в них, кроме Божьего и Царского, ничего собственного нет и быть не может, и людей, по их мнению, создан якобы для того, чтобы в нем не иметь, а только рабствуваты. Сами вельможи и бояре Московские титулуются конечно рабами Царскими, и в просьбах своих всегда пишут они, что бьют ему челом; что же касается посполитого народа, то все они считаются крепостными , будто не от одного народа происходят, а накуплени с пленников и рабов, и тии крепостные или по их названию, кресьян обоего пола, то есть мужчины и женщины с их детьми, за непостижимы в мире правами и присвоением продаются на торжищах и в жилищах от собственников и хозяев своих наравне со скотом, а нередко и на собак виминюються, и проданы при том должны быть еще умышленно веселыми и показывать своим голосом, добротой и знаниями любого ремесла, чтобы через то скорее их купили и дороже заплатили. Словом сказать, соединиться с таким неключимим народом то же, что броситься из огня в полымя ».